Главная|Контакты|О сайте

Село Великое

Оглавление
Село Великое
История
Поездка в Великое
Черный пруд
Великосельский кремль
Архитектура XVIII-XIX века
Особняк Локалова
Еще достопримечательности Великого
Все страницы

Село Великое расположено в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области, в 7 км от Гаврилов-Яма. С Ярославлем Великое связано асфальтированной дорогой, по которой от областного центра нужно проехать 41 км. Население на 1 января 2007 года — 1868 человек.

Сейчас про это село мало кто знает, а вот в ХIХ столетии Великое было одним из самых богатых сел России и крупнейшим в Ярославской губернии. Тогда в этом селе было более 4 тыс. жителей, и оно было средоточием выделки полотна, известного под названием ярославского. Богатые жители строили двух- и трехэтажные каменные и деревянные дома, многие из них сохранились до наших дней. И сейчас вся центральная часть села представляет собой уникальный ансамбль гражданского каменного зодчества XVIII-XIX вв. Великое стоит посетить хотя бы для того, чтобы полюбоваться его живописнейшей архитектурой.


Село Великое было известно уже в XIV веке. В 1392 году здесь сошлись в схватке с татарами русские воины. В 1435 году здесь произошло крупное сражение феодальной войны, где войска Василия Темного сразилась с дружинами Василия Косого и Дмитрия Шемяки.

В июле 1612 года в селе останавливались на отдых дружины Минина и Пожарского, которые шли из Ярославля на освобождение Москвы от поляков. Крестьяне села делились с ополченцами провиантом, вели ночной дозор. А затем в ополчение Минина и Пожарского влился и местный отряд.

Не раз село было пристанищем русских царей. В 1613 году по пути из Костромы в Москву на царский престол в селе провел три дня Михаил Романов.

Следуя из Москвы в Ярославль, через село неоднократно проезжал Петр I.

Решив наградить героев Полтавской битвы, Пётр I пожаловал Великое своему сподвижнику фельдмаршалу князю А.И. Репнину в личное владение.

Аникита Иванович Репнин — будущий президент Военной коллегии и фельдмаршал — воздвиг в селе величественный храм. Церковь Рождества Богородицы была построена в 1712 году как памятник Полтавской победе. Она положила начало архитектурному ансамблю будущего великосельского кремля. Внук фельдмаршала П.И. Репнин возвел в 1741 году теплую церковь Покрова Богородицы. Позже между храмами появилась соборная 75-метровая колокольня.

Не одно столетие сел находилось на пересечении двух торговых путей: старого ярославского тракта и суздальского. Позднее московско-архангельский тракт проложили через Шопшу, и село оказалось в стороне от основных торговых дорог. Однако Великое не утратило своего значения.

В 1759 г. половину Великого покупает известный промышленник, владелец Ярославской Большой мануфактуры, Cавва Яковлев. К 1792 г. Яковлевы становятся полновластными хозяевами села и создают здесь полотняную мануфактуру.

К середине ХIX в. село Великое стало одним из крупнейших центров льняной промышленности России, здесь проводились ежегодные торговые ярмарки. Это было самое большое село Ярославской губернии с населением более 4 тыс. человек. Село было больше похоже на крупный уездный город, здесь построены 4 храма, более 500 каменных строений.

В годы советской власти многие архитектурные памятники села полностью или частично разрушены. Все храмы в Великом были закрыты, их убранство уничтожено. Сейчас предпринимаются усилия по возрождению села. Восстанавливаются храмы, ремонтируются дороги. В сентябре 1997 г. была возобновлена знаменитая великосельская ярмарка.


Впервые мы приехали в Великое летом 2010 года. По своему обыкновению мы уже что-то прочитали про село. Нас встретила на окраине села полуразрушенная церковь.

церковь Тихвинской иконы Богородицы

Позже я узнала, что это однопрестольная зимняя церковь Тихвинской иконы Богородицы, построенная в 1861 году на средства прихожан да 800 рублей пособия от казны. Одна из тех четырех, которые здесь были в XIX веке.


Попетляв по живописным уличкам со старинными домами, мы выехали к небольшому озеру. Это естественный водоем, и называется он Черный пруд. Предполагается, что название пруду дали кузницы, которые когда-то располагались на его берегах. Вся копоть от их работы шла в пруд, поэтому по цвету воды его назвали Чёрным. Вода в пруду пополняется за счёт талых и подземных вод.

Село Великое Черный пруд

В XIX веке по инициативе И. Д. Писарева пруд чистили. Вероятно, после этого в пруду можно было купаться. Сейчас за чистотой пруда явно не следит никто. Вода в нем грязная и цветущая. Стояло жаркое лето 2010 года, но в этом огромном водоеме не купался никто.

В 1985 году Чёрный пруд по решению областного Совета Народных депутатов был признан памятником природы. Прошло 15 лет, но этот памятник природы кажется до обидного грязным.

Правда, ближе к пруду мы подошли чуть позже, а сначала остановились у двух довольно интересных храмов, которые вместе с колокольней образуют живописный ансамбль. Этот ансамбль вместе с несохранившейся оградой назвали Великосельским кремлем.


 

Великосельский кремль

Первой в 1712 году в честь победы русских над шведами была возведена летняя церковь Рождества Богородицы.

церковь Рождества Богородицы

Четверик ее увенчан пятиглавием. Интересно, что центральный купол находится не в центре, а смещен к востоку, к алтарю. Стены и перекрытия выполнены из кирпича местного производства. Раньше стены, столбы, потолки, скосы окон, проёмов были покрыты фресками, часть из них сохранилась до наших дней. Сама по себе церковь, на мой взгляд, ничего особенного из себя не представляет. Но весь ансамбль в целом производит неотразимое впечатление.

К югу от церкви Рождества Богородицы в 1741 году была возведена зимняя церковь Покрова Богородицы.

церковь Покрова Богородицы

Я прочитала в интернете, что она причудливо сочетает в наружном убранстве мотивы «нарышкинского» и западноевропейского барокко. Судить об этом трудно. Сейчас, лишенная пятиглавия и изуродованная, церковь Покрова Богородицы в то же время прекрасно участвует в создании этого очень интересного ансамбля. На гладкой стене церкви рельефно выделяются фигурные наличники окон.

церковь Покрова Богородицы

Внутреннее убранство церкви Покрова Богородицы, к сожалению, не сохранилось.

Объединяет весь ансамбль 75-метровая колокольня, состоящая из семи ярусов. Ее строительство было завершено в 1758 году. В основе колокольни лежит четверик, на нём шесть восьмериков. На западной стороне прорублено символическое «окно в Европу». Колокольные часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.

Колокольня Великосельского кремля

Весь комплекс завершила каменная ограда с четырьмя башнями-часовнями и торговыми рядами. В композиционном плане эти сооружения напоминают знаменитый храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле. Их величавость и монументальность позволяет жителям называть ансамбль Великосельским кремлем.

Великосельский кремль


Площадь перед кремлём, торговыми рядами и Чёрным прудом была общественным центром села. Этот центр пять кольцами окружают улицы. Эти кольца называют посадами. А радиальные улицы называют слободками. Часть улиц застроена только по одной стороне, так что все дома обращены фасадом к кремлю. Такая радиально-кольцевая планировка редко встречается в ярославских селах и деревнях.

Село Великое

Мы бродили по этим улицам, застроенным живописными разнообразной архитектуры зданиями.

Село Великое

С XIX века сохранилось много каменных жилых домов, что говорит о богатстве жителей села Великого. Улицы не имеют строгих направлений, они привольно стелются, приспосабливаясь к особенностям рельефа.

Село Великое

Иногда создается четкое ощущение, что ты переносишься в старинное русское село XIX века.

Село Великое

Впечатление только портят столбы электропередачи и современные трубы, а также то, что многие из этих очаровательных домиков отчаянно нуждаются в ремонте. А около домиков обязательно сад. Великое славилось своими вишневыми садами раньше, и поныне жители Ярославля каждый год приезжают именно сюда, чтобы закупить в большом количестве вишню.


Одной из главных достопримечательностей Великого является особняк фабриканта А.А. Локалова, построенный архитектором Ф.О. Шехтелем в 1888-1890 гг.

Особняк Локалова

Его называют жемчужиной села Великого. Это удивительное по красоте и изяществу строение с башенками и флюгерами. Это нарядное двухэтажное здание немного напоминает древнерусский терем. А из-за башенки, увенчанной шпилем с затейливым флигелем, оно иногда кажется мне рыцарским замком.

Особняк Локалова Ограда

Рядом с особняком сохранились массивные столбы ворот и красивая по рисунку кованая ограда.

В бывшем особняке Локалова сейчас помещается школа – интернат.


Затем мы направились к Боголюбской церкви. Церковь в честь иконы Боголюбской Божьей Матери была построена в 1847 году.

Церковь в честь иконы Боголюбской Божьей Матери

Эта кладбищенская церковь возведена на средства церковного старосты, крестьянина села Михаила Крашенинникова и прихожан. Сейчас церковь действующая. Она восстановлена, отремонтирована.

Мы направились затем к старинному липовому парку, который расположен рядом с церковью. Про этот парк мы прочитали перед тем, как приехать в село. Заложен он был в 1895 году по инициативе сельского врача Ильи Дмитриевича Писарева.

Были куплены 500 липок и посажены на пустыре за школой. Сажали деревца школьники и учителя, а позже и жители села.

В парке установили газовые фонари, позже провели электричество. Были сделаны скамейки. Была построена танцплощадка. Для детей установлены качели. Парк стал любимым местом великосёлов. В настоящее время парк является памятником природы.

Липовый парк села Великое

Парк действительно очень красив. Мы бродили среди вековых лип, любуясь этой красотой.

Какой прекрасный подарок преподнесли жители XIX века своим нынешним односельчанам! Только, похоже, великосёлам XXI века он не нужен. Нет, мусора в парке нет. Но аллеи занесены пожухшими листьями, всюду валяются сухие ветки и сучья. На этих длинных аллеях нет ни одной скамейки. Парк пустынен. Жители явно бывают здесь очень редко.

О том ли мечтали их предки, закладывая парк? Когда-то он был любимым местом отдыха, а сейчас? Почему парк нужен был тогда и не нужен сейчас?

Что изменилось? Жителей стало в два раза меньше.

Что, из почти двух тысяч нынешних жителей никто не захочет прийти сюда погулять с ребенком? И старушки не захотят посудачить на скамейках? А вечером на этих скамейках разве не стали бы сидеть влюбленные парочки? Или веселые компании молодежи с гитарой?

Так что же все-таки изменилось?

Беднее стали? Наверняка!

Но разве много нужно средств, чтобы поставить скамейки? А еще лучше, соорудить рядом детскую площадку? Так чего же не хватает современным великосёлам? Может быть, самоуважения?

Липовый парк села Великое

По этой длинной-длинной аллее о чем-то оживленно разговаривая шли две молоденькие девушки. Почти посередине аллеи валялся какой-то уродливый остаток мебели. Его немного видно на фотографии. То ли стол с тремя ножками, то ли еще что. Не найдя ничего лучшего, девушки, продолжая разговаривать, кой-как примостились на этот нелепый обломок. Ничего лучшего и не было во всем парке.

Великосёлы, вам не стыдно?