Учение альбигойцев
В средние века на юге Франции широко было распространено учение альбигойцев. Этой "вонючей проказой юга", как именовали его католические иерархи, в XII – XIV вв. была охвачена местность, которая называется Лангедок.
В XII веке эта местность не входила во Французское королевство. Что стало причиной распространения ереси альбигойцев именно в Лангедоке?
Лангедокское графство раскинулось от Прованса до Аквитании и от Пиренеев до Керси. Управляли графством дворянские династии, среди которых самыми значительными были графы Тулузские, а также могущественная семья Тренкавель. Близость к Византии с ее высокой культурой сыграла свою роль в жизни графства. Многое из этой культуры Лангедок воспринял и усвоил, и в этом отношении не имел себе равных в тогдашнем католическом мире.
В Лангедоке господствовала известная веротерпимость, которая принципиально отличалась от религиозного фанатизма в других частях Европы. К римско-католической церкви в Лангедоке особого уважения не питали. В графстве были католические храмы, где по 30 и более лет не служились мессы. Очевидная коррумпированность католического клира толкала и народные массы, и лангедокское дворянство к духовным поискам. В Лангедоке широко распространилась ересь. Все графство было охвачено альбигойским учением,
Лангедокских еретиков. Называли по-разному:
- "альбигойцы" - по имени города Альби, в котором это учение зародилось.
- "катары" (от греческого katharos - чистый),
- "вальденсы" (или лионские бедняки) - по имени лионского купца Пьера Вальдо. Этот купец, согласно легендам, роздал свое имущество и провозгласил бедность и аскетизм жизненным идеалом.
- "совершенные" ("parfaits").
Основой учения альбигойцев стало богомильское учение. Оно возникло в X веке в Болгарии, и названо по имени священника Богомила
Главным в учении богомилов стало:
- отрицание богатства и земных благ, а иногда и частной собственности.
- бедность рассматривалась как высшая добродетель
- отказ от церковной обрядности, таинств, Ветхого завета, культа богородицы, мощей, икон, креста. Все это считалось сатанинским орудием, с помощью которого по наущению Сатаны был убит Спаситель человечества.
Учение альбигойцев (катаров) уравняло в правах Бога Света, с Богом Тьмы.
Бог Света - творец невидимого, идеального справедливого мира.
Бог Тьмы – Дьявол – создатель всего материального.
Дьявол признается могущественной и равной Богу силой, его диалектической противоположностью, необходимой для самого существования Вселенной.
Люцифер полонил ангелов - носителей света и заключил их в созданные им темницы плоти, Люцифер - сын темного бога - ведет борьбу с ветхозаветным Яхве. Борьба света и тьмы закончится полнейшим раскрепощением светлого начала и обособлением обоих царств.
Альбигойцы Иисуса рассматривали, как одного из обыкновенных пророков, который умер на кресте ради принципа любви. Они не поклонялись Иисусу, как богу, и отказывались признавать святыней крест, как орудие казни.
Катары отрицали:
- крещение, производимое над младенцами, не имеющими разума, бесполезно. Оно никак не предохраняет человека от грядущих грехов.
- католические храмы. Молиться можно под открытым небом или в обычных домах и даже сараях.
- важнейшие церковные догматы и основные таинства
- поклонение святым
- индульгенции
Катары считали Папу наместником Сатаны, требовали отмены церковной десятины и упразднения землевладений клира.
Катары делились на наставников - "совершенных" и просто верующих.
«Совершенные» выступали за строгое соблюдение обета целомудрия, обязывались не убивать, не лгать, воздерживаться от клятв. Они были вегетарианцами, но употребление в пищу рыбы разрешалось. И это было огромным контрастом с разнузданными нравами, страстью к обогащению, свойственными церковникам.
"Совершенных" даже в период наибольшего влияния катаров насчитывалось не более 4 тыс. человек, но это были подлинные вожаки, фанатики.
Рядовым катарам, "верующим", можно было пользоваться мирскими благами, иметь семью и сохранять собственность. Но "спастись", обрести царство небесное они могли лишь, перейдя в разряд "совершенных". Для этого над ними совершали обряд "утешения".